РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Гр. дело №2(1)-1610/2021
15 декабря 2021 года г.Бузулук
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Баймурзаевой Н.А.,
при секретаре Алексеевой Н.К.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности № от ** ** ****,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Газпром газораспределение Оренбург» о не законности и не обоснованности прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился ы суд с указанным иском к филиалу в <адрес> «Бузулукмежрайгаз» АО «Газпром газораспределение Оренбург» о не законности и не обоснованности прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения. В обоснование заявленных требований указал, что ** ** **** между ним и АО «Газпром газораспределение Оренбург» филиал в г. Бузулуке (Бузулукмежрайгаз) заключен договор №№, согласно которому Бузулукмежрайгаз обязался оказать комплекс работ/услуг – перемонтаж газопровода, ПГ, КС, и счетчика. Для определения стоимости работ в договоре взят расчет стоимости комплекса работ (услуг), материалов, (оборудования), основанный на утвержденном прейскуранте цен. Цены за оказываемые услуги рассчитываются на основе «Примерного прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения», разработанного ОАО ГИПРОНИИГАЗ г. Саратов. Он не согласен с данным прейскурантом цен. Данный прейскурант имеет только название, что он «примерный прейскурант», а на самом деле это расчет заработной платы рабочим, а к расчету стоимости работ он ни имеет никакого отношения. Это относится и к прейскуранту разработанному «Межрайгаз». В данных прейскурантах часовой фонд оплаты труда умножается на трудозатраты и получается фонд оплаты труда, то есть заработная плата рабочим. И нет такого же расчета с пояснениями откуда взялась в прейскуранте стоимость работ. Прейскурант цен – это нормативное, производственное, практическое издание, содержащее систематизированный перечень материалов, изделий, оборудования, производственных операций, услуг с указанием цен и т.д. В прейскуранте, разработанном ОАО ГИПРОНИИГАЗ и Межрайгаз эти показания не отражены. Это означает, что прейскурант незаконен и не обоснован. Незаконные, необоснованные прейскуранты, с четким расчетом заработной платы, были утверждены. Это незаконно. В прейскуранте, разработанном ОАО ГИПРОНИИГАЗ, стоимость работ рассчитана «от фонаря». В прейскуранте Межрайгаз даже нет графы «Стоимость работ». Без показаний, которые должны входить в стоимость работ и в прейскурант, любой прейскурант считается фальшивым, незаконным и необоснованным.
Определением суда от ** ** **** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен филиал в г. Бузулуке «Бузулукмежрайгаз» АО «Газпром газораспределение Оренбург».
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. Пояснил, что действительно ** ** **** между ним и АО «Газпром газораспределение Оренбург» филиал в г. Бузулуке (Бузулукмежрайгаз) заключен договор №№, согласно которому Бузулукмежрайгаз обязался оказать комплекс работ/услуг – перемонтаж газопровода, ПГ, КС, и счетчика. Стоимость работ составила 12722,50 рублей. Указанная сумма была рассчитана на основе Прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения, который якобы утвержден генеральным директором АО «Газпром газораспределение Оренбург» и действует на всей территории Оренбургской области. А на самом деле он его не утверждал, а только подписал приказ о его утверждении, что является незаконным. Просит признать прейскурант цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения за 2017 год незаконным, так как в нем вообще не указана стоимость работ. Уточняет, что просит признать незаконным прейскурант, имеющийся в материалах дела (л.д. 10 первого тома). Также пояснил суду, что из всего перечня работ, указанный в договоре более 9 позиций услуг выполнены ответчиком не были, в связи с чем он не должен был оплачивать данные услуги.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании пояснила суду, что заявленные исковые требования не признает, просит отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснила суду, что ** ** **** между ним и АО «Газпром газораспределение Оренбург» филиал в г. Бузулуке (Бузулукмежрайгаз) заключен договор №№, согласно которому Бузулукмежрайгаз обязался оказать комплекс работ/услуг – перемонтаж газопровода, ПГ, КС, и счетчика. Стоимость работ составила 12722,50 рублей. Не согласившись с данным расчетом истец обратился в суд с иском о взыскании денежных средств. Решением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ** ** **** ФИО1 отказано в удовлетворении его требований. В решении суда мировой судья указал, что сумма по договору была рассчитана на основе Прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения, который утвержден генеральным директором АО «Газпром газораспределение Оренбург» Б. и действует на всей территории Оренбургской области. В связи с этим ФИО1 решил обратиться в суд с указанным иском. Однако уточняет, что тот прейскурант, на который ссылается истец, не является прейскурантом цен. Это документ, выданный ему по его письменному заявлению с расшифровкой наименования работ, проводимых в рамках договорных обязательств, поэтому в нем действительно не указаны цены. Истец вводит суд в заблуждение и поданным иском желает просто пересмотреть решение мирового судьи. В первой графе указанной выписки из прейскуранта, которую истец просит признать недействительной, указаны виды работ, проводимых у истца по договору, во второй графе указан код по прейскуранту цен, в третей графе указаны наименования работ по прейскуранту. Этот документ не является прейскурантом цен.
Представитель филиалу в г. Бузулуке «Бузулукмежрайгаз» АО «Газпром газораспределение Оренбург» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из положений ч. ч. 2, 4 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17декабря 1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» следует, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 31 марта 1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации№ (далее - Закон №69-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.
Положения настоящего Федерального закона основываются на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации.
В силу ст. 4 Закона №69-ФЗ в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются принципы государственной политики в указанной области, в том числе и определение основ ценовой политики в отношении газа.
Часть 1 (абз. 5) ст. 8 Закона №69-ФЗ предусматривает, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения отнесено осуществление государственного регулирования использования стратегических запасов газа, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности систем газоснабжения, государственного экологического надзора в области газоснабжения, а также федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона №69-ФЗ Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации», в том числе: устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах; утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (далее - неотключаемые потребители); устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации; утверждает порядок определения показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Одним из принципов государственной ценовой политики в области газоснабжения является федеральный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения (абз. 5 ст. 20 Закона №69-ФЗ).
Во исполнение данных норм закона Правительством Российской Федерации ** ** **** принято постановление № «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», которым предписано Федеральной службе по тарифам утвердить Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (подп. "а" п. 3).
В судебном заседании установлено, что ** ** **** между ФИО1 и АО «Газпром газораспределение Оренбург» филиал в г. Бузулуке (Бузулукмежрайгаз) заключен договор №, согласно которому Бузулукмежрайгаз обязался оказать комплекс работ/услуг – перемонтаж газопровода, ПГ, КС, и счетчика. Стоимость работ составила 12722,50 рублей.
Не согласившись с данным расчетом, истец обратился в суд с иском о взыскании с АО «Газпром газораспределение Оренбург» филиал в г. Бузулуке (Бузулукмежрайгаз) денежных средств в размере 11026,48 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка №1 города Бузулука Оренбургской области от ** ** **** исковое заявление ФИО1 о взыскании денежных средств оставлено без удовлетворения.
Обращаясь с указным иском в суд, истец ссылается на незаконность и необоснованность прейскуранта цен за 2017 год, на основании которого была рассчитана стоимость работ по договору.
Также судом установлено, что стоимость услуг прочей деятельности АО «Газпром газораспределение Оренбург», в том числе по спорному договору № от ** ** ****, определялся исходя из «Прейскуранта цен на прочие услуги», утвержденный приказом генерального директора АО «Газпром газораспределение Оренбург» Б. от ** ** ****
Данный прейскурант разработан на основании «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем» разработанного ОАО "Гипрониигаз" ** ** **** и являющегося основным методическим документом при расчете цен на услуги прочей деятельности АО «Газпром газораспределение Оренбург».
Стоимость услуг прочей деятельности устанавливается Прейскурантом для каждого вида работ и складывается из себестоимости и нормы рентабельности (10% для населения и 25% для промышленных потребителей). Себестоимость услуг прочей деятельности рассчитывается исходя из фонда оплаты труда рабочего, выполняющего работы, объема выполненных работ, а также коэффициента себестоимости. Нормы времени на выполнение услуг по прочей деятельности, и состав исполнителей соответствуют методическим указаниям. Расчетный коэффициент, позволяющий определить себестоимость работ при известной величине ФОТ, рассчитан по методике определения стоимости услуг (услуг прочей деятельности), разработанной АО «Газпром газораспределение Оренбург» в 2015 г., утвержденные распоряжением заместителя генерального директора по транспортировке газа ООО «Газпром межрегионгаз» В.№-р/7 от ** ** ****.
Настоящие рекомендации устанавливают методику определения газораспределительными организациями (ГРО) цен на услуги прочей деятельности, оказываемые ими по договорам сторонним организациям и населению, и содержит пример формирования прейскуранта ГРО на оказываемые услуги – «Прейскурант базовых цен на услуги ГРО (услуги прочей деятельности).
Методика определения стоимости услуг ГРО (услуг прочей деятельности) рекомендована для применения структурными подразделениями ООО «Газпром межрегионгаз», дочерним газораспределительным организациям ОАО Газпром газораспределение» при определении стоимости (цен) выполняемых работ/услуг по профильным видам прочей деятельности.
Методика устанавливает перечень показателей, необходимых для расчета цен на услуги ГРО, способы их формирования, расчетные формулы, источники получения необходимых исходных данных
Методика направлена на унификацию методических подходов ГРО к ценообразованию в сфере оказания услуг по прочей деятельности, повышение обоснованности цен на услуги ГРО; предотвращение необоснованного включения в цены на услуги затрат, не относящихся к данному виду деятельности; сокращение количества конфликтных ситуаций с регулирующими органами и потребителями услуг; снижение судебных исков.
Методические рекомендации могут применяться для целей определения предельного (максимального) уровня цен на соответствующую услугу, само по себе их неприменение при отсутствии признаков соответствующего превышения цен не может быть признано нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования по пункту 10 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ.
Из материалов настоящего дела следует, что цены на оказываемые АО «Газпром газораспределение Оренбург» потребителям по прочим услугам относятся к свободным (нерегулируемым) ценам, предельный размер которых определяется в соответствии с Методическими рекомендациями.
«Прейскуранта цен на прочие услуги» на период ** ** **** – ** ** **** гг. соответствует требованиям, предъявляемым указанным методическим рекомендациям.
Состоит из 13 разделов:
Предпроектные и проектные работы.
Строительно-монтажные работы.
Приемка, пусконаладочные работы и ввод в эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления.
Техническое обслуживание и ремонт объектов сети газораспределения.
Техническое обслуживание и ремонт объектов сети газораспределения производственных зданий и котельных.
Техническое обслуживание и ремонт измерительных приборов.
Резервуарные, испарительные и групповые баллонные установки СУГ.
Неразрушающий контроль.
Технический надзор за строительством объектов сети газораспределения и газопотребления.
Внутренние газопроводы и бытовое газовое оборудование административных, общественных не производственного назначения и жилых зданий.
Химические анализы.
Учет расход газа.
Инструктаж должностных лиц и потребителей газа.
Прейскурант содержит следующие графы: код наименование. Ед. измерения, состав исполнителей, трудозатраты, часовая ФОТ 9в руб.), фонд оплаты труда (в руб.), себестоимость (руб.), договорная цена (в руб.) для юридических и физических лиц.
Документов, удостоверяющих факт завышения применяемых расценок, истцом не представлено.
В обоснование своих доводов истцом суду не представлено доказательств незаконности и необоснованности оспариваемого Прейскуранта.
Кроме того, суд указывает, что тот документ, на который ссылается истец «Выписка из прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения (л.д.10 1 том) не является прейскурантом цен. Из пояснений представителя ответчика установлено, что данный документ является лишь ответом на письменное заявление истца с расшифровкой наименования работ, проводимых в рамках договора на оказание услуг №№ от ** ** ****.
Поскольку в АО «Газпром газораспределение Оренбург» действует утвержденный Прейскурант, отвечающий методическим требованиям и учитывающий уровень реально осуществляемых предприятием расходов, в соответствии с действующим законодательством АО «Газпром газораспределение Оренбург» не может выполнять включенные в прейскурант виды работ по ценам, отличным от цен Прейскуранта. Данный прейскурант цен утверждается на каждый год отдельно.
Проанализировав совокупность представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу о том, что истца фактически не устроила стоимость и объем предоставляемых услуг по договору от ** ** ****, которые уже были предметом судебного разбирательства.
Учитывая изложенное, установленный факт представления со стороны АО «Газпром газораспределение Оренбург» ФИО1 в полном объеме информации по предоставляемым услугам согласно договору комплексного оказания услуг №, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к АО «Газпром газораспределение Оренбург» о не законности и не обоснованности прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А.Баймурзаева
Решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2021 года.
Подлинник решения хранится в гражданском деле №2(1)1610/2021 (УИД56RS0008-01-2021-001404-60), находящемся в производстве Бузулукского районного суда.